Самоопределение

  • На Школе постоянно проводится большое число разнообразных факультативных занятий, мероприятий культурной программы (обычно во второй половине дня), что заставляет школьника все время выбирать одну из многих возможностей, определяться в отношении наиболее предпочтительной для себя деятельности.
  • Набор факультативных занятий должен соответствовать спектру психологических особенностей участников Школы: среди них должны быть теоретические и практические, научные и творческие, ориентированные на разные возраста.
  • 3) Взрослые на Школе достаточно разнообразны в психолого-поведенческом отношении (это — один из важных принципов подбора преподавателей факультативов и особенно студентов) и склонны формировать вокруг себя детские и смешанные детско-взрослые коллективы, объединенные той или иной совместной деятельностью. Каждый школьник ежедневно проводит время по очереди в 3-5 таких коллективах, причем 1-3 из них он имеет возможность не посещать, проводить в них больше или меньше времени, посетить вместо них другие, ранее не посещавшиеся им коллективы. Это позволяет ему, с одной стороны, проводить существенную часть времени очень комфортным для себя образом, а, с другой стороны, предоставляет разнообразные возможности для личностного развития. По окончании Школы поведение подавляющего большинства детей становится гораздо более разнообразным и раскованным, а их представления о наиболее предпочтительной для себя деятельности — гораздо более определенными.

Педагогика сотрудничества

  • За счет присутствия на Школе студентов, только что зачисленных в ВУЗы, стирается резкая граница между школьниками и преподавателями. Студенты посещают часть занятий в качестве преподавателей или помощников преподавателя, а часть — в качестве учащихся. Многие из них образуют со старшеклассниками общие неформальные коллективы, помогают им при подготовке к занятиям, выполняют совместно с ними самостоятельные работы.
  • Среди преподавателей принято относиться к школьникам и студентам как к коллегам по научной деятельности (в первую очередь это означает: внимательно и уважительно воспринимать их поступки и суждения, уважать их самостоятельность и компетентность).
  • Любой участник Школы (в том числе — школьник) может объявить о новом курсе факультативных занятий, самостоятельно провести (или организовать) эти занятия. Практика показывает, что неудачные занятия вскоре начинают проваливаться за отсутствием аудитории, независимо от того, школьник или преподаватель их проводит. Все участники занятий приучаются высказывать свое мнение о них, в том числе в форме конструктивной критики в конце этих занятий.
  • Претензии к данному школьнику со стороны преподавателей, завхоза или любого ругого участника Школы в сложных случаях рассматриваются куратором либо директором Школы. В подобном случае в беседе со школьником они обычно занимают доброжелательную позицию типа: «К тебе имеются такие-то претензии... Эта ситуация, вероятно, будет иметь такие-то последствия... Что я могу сделать для того, чтобы у тебя больше не возникало таких проблем?»
  • В случае, если школьнику по той или иной причине не нравятся обязательные занятия, ему обычно разрешают составить индивидуальный учебный план.